Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Солнышко"
города Судогда"

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 87

Управление образования администрации

МО  «Судогодский район»

Тема:

«Повышение эффективности

педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении

на основе использования

информационных коммуникационных технологий»

 

Автор: Крайнова

Татьяна  Владимировна,

воспитатель МДОО

«Детский сад № 6

города Судогда»

 

 

 

г. Судогда

2013 г.

Содержание:

 

I.               Сведения об авторе опыта. . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

II.            Тема опыта . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

III.         Условие возникновения, становления опыта . . . . . . . . . . .. . . . . 5

IV.       Актуальность опыта. . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .6

V.           Ведущая педагогическая идея. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

VI.       Технология опыта. . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

VII.     Длительность работы над опытом   . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . 14

VIII. Результативность . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . . . . . . . .15

IX.       Библиографический список . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .21

X.          Приложение к опыту . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

 

  1. Сведения об авторе опыта

 

 

Крайнова Татьяна Владимировна

Место работы - муниципальная дошкольная образовательная  организация  «Детский сад № 6 города Судогда».

Педагогический стаж – 7 лет 6 месяцев.

Стаж работы в занимаемой должности – 7 лет 6 месяцев.

Должность – воспитатель.

Образование высшее профессиональное.

В 2003 году окончила Владимирский государственный педагогический университет по специальности «Физика с дополнительной специальностью математика», присуждена квалификация «Учитель физики и математики».

Контакты: раб.тел. 2-12-89, эл.почта: kraynova-t@mail.ru

 

II.               Тема опыта:

«Повышение эффективности

педагогического процесса

в дошкольном образовательном учреждении

на основе использования

информационных коммуникационных технологий»

 

  1. Условия возникновения, становления опыта.

В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование ИКТ (здесь и далее - информационно-коммуникационных технологий) является одним из приоритетов образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Коммуникативная компетентность педагога предполагает способность выстраивать коммуникации в различных форматах: устном, письменном, дискуссионном, визуальном, компьютерном, электронном. Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.
Информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

С 2008 года активно использую ИКТ в своей педагогической деятельности: работе с родителями,  детьми и педагогами, а так же имею образование (кроме специального педагогического):  оператор – ЭВМ. Я  всегда имела наклонности  к точным наукам и технике. С 2004 года являюсь уверенным пользователем компьютера и цифровой техники. В те годы ИКТ не имели широко распространения ввиду недостаточной материальной оснащенности детских садов. Заведующей нашего ДОУ в 2008 году были приобретены компьютер, принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, что помогло мне начать активно внедрять ИКТ в свою профессиональную деятельность.

Учитывая все это,  я решила обобщить свой педагогический опыт по данной теме.

  1. Актуальность  опыта.

Использование информационно-коммуникативных технологий в психолого-педагогическом процессе в дошкольном образовательном учреждении – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике.

В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах деятельности.

  • Непосредственно образовательная деятельность в детском саду имеет свою специфику.  Занятия с детьми должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
  • ИКТ помогает сделать интерактивным любое методическое мероприятие ДОУ: педсовет, консультацию, практикум. Внедрение ИКТ предоставило нам  уникальную возможность общения с коллегами по всей стране. Мы можем обмениваться опытом, советоваться, консультироваться, делиться своими наработками оперативно и в глобальном масштабе, стоит только включить компьютер.
  • В работе с родителями ИКТ теперь просто не заменимы. На все вопросы родителей можно отвечать при помощи виртуальных  путешествий по детскому саду; индивидуальных  презентаций «Один день из жизни…», «Наши праздники» и т.д.»; фото- и видеоотчетов о насыщенной жизни группы и ДОУ (в том числе); консультаций, рекомендаций, памяток, регулярно обновляемых  на страницах сайта ДОУ. В процессе поиска нестандартных форм проведения родительских собраний в детском саду мы все чаще начинаем обращать внимание на современные информационные технологии.

У очень многих россиян появился дома компьютер, подключённый к интернету. А в интернете можно найти всё, что ребёнок пожелает: мультики, компьютерные игры любого уровня, аудиосказки, раскраски и многое, многое другое. Зачем же малышу ещё и в детском саду в компьютер «залезать»? Я считаю, что компьютеризированные программы воспитателя должны быть направлены, прежде всего, на работу с родителями.

Компьютерная интернет-связь в детском саду  – это, прежде всего, быстрая связь с родителями. Все родители детей много и напряжённо работают, времени катастрофически не хватает. Современный ритм жизни взрослого человека диктует необходимость использования информационных технологий и интернета.

А тут воспитательница просит прийти на родительское собрание. Как правило,  одна  часть родителей   приходит на собрание, другая часть – не приходит по уважительным причинам, а третья часть –  просто игнорирует собрание. Но собрать всех способен  только интернет!

Например, перед проведением родительского собрания в детском саду воспитатель  делает презентацию по теме собрания в виде ярких слайд-шоу с показом видео или фото детей из группы и посылает каждой маме ребёнка на электронную почту. Такую презентацию никакой самый игнорирующий папа не пропустит! Он ещё и в социальных сетях выложит фото или видео, как его чадо стишок рассказывает в детском саду. Сегодня, в эпоху бума социальных сетей, все хотят постоянно заполнять новой информацией свой аккаунт  или профиль  в социальных сетях. Таких презентаций можно сделать ровно столько, сколько нужно провести родительских собраний в год.

В  подготовительной к школе группе, родители начинают волноваться, как их ребёнок осваивает детсадовскую  программу. Рисунки, аппликации и другие поделки всегда выставляются. Это родители видят. А как быть с  устными занятиями? Отлично, если воспитатель готовит презентацию к каждому  устному занятию! Презентацию можно послать родителям по электронной почте. Заботливые родители обязательно выполнят все просьбы  и рекомендации воспитателя. Родители покажут своему ребёнку присланную презентацию  и попросят его вспомнить и рассказать, что было  на занятии. Воспитатель не может в рамках одного занятия  попросить каждого малыша, например,  пересказать  рассказ.

Дома, в привычной для ребёнка обстановке, глядя на присланную воспитателем презентацию, и, вспоминая всё, что говорилось на занятии, он прекрасно может пересказать, например, рассказ или какую-то другую информацию.

 Слайды презентации в этом случае сыграют роль своеобразных картинок-подсказок, помогающих ребёнку восстановить в памяти занятие в детском саду.

Ход занятия воспитательница может снять на видеокамеру и послать на электронную почту родителям  детей.

Можно открыть в интернете блог родителей садика или группы.

Такая современная и новая форма работы с родителями, как мне кажется, придётся по вкусу не только родителям, но и воспитателям.

Совместными усилиями воспитатели могут создать библиотеку презентаций, чтобы каждый воспитатель мог найти там всё необходимое для проведения современного занятия, родительского собрания и пр.

Наверное, можно придумать ещё что-то интересное!

Хочу пожелать всем воспитателям успешного освоения компьютера, интернета  и разных компьютерных программ!

Таким образом, использование ИКТ способствует повышению качества образовательного процесса: педагоги получают возможность профессионального общения в широкой аудитории пользователей сети Интернет, повышается их социальный статус. Использование ЭОР (здесь и далее - электронных образовательных ресурсов) в работе с детьми служит повышению познавательной активности воспитанников, соответственно наблюдается рост их достижений, ключевых компетентностей. Родители, отмечая интерес детей к ДОУ, стали уважительнее относиться к воспитателям, прислушиваются к их советам, активнее участвуют в групповых проектах.

 

V.               Ведущая педагогическая идея опыта

 

заключается в определении путей повышения эффективности психолого-педагогической деятельности педагогов ДОУ посредством широкого внедрения ИКТ.

  1. Технология  опыта.

Информационно-коммуникативные технологии прочно входят во все сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:

  1. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
  2. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
  3. Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.
  4. Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительную, слуховую, моторную.
  5. Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
  6. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
  7. Использование анимации и вставки видеофрагментов дает возможность показать динамические процессы.
  8. Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
  9. Использование разного рода слайд-шоу и видеофрагментов позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как смена времен года, круговорот воды и пр.
  10. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
  11. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов для обучения у педагога появляется больше свободного времени.

В работе с родителями, а именно, активно используя сайт ДОУ, применение ИКТ имеет ряд преимуществ по сравнению с традиционными формами.

  • Во-первых, родители имеют возможность следить за жизнью группы.
  • Во-вторых, получать информацию в форме педагогических советов.
  • В-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, забирают детей обычно с прогулки, часто родители торопятся и не успевают прочитать информацию в группе. А дома вместе с ребенком всегда интересно заглянуть на сайт группы, посмотреть вместе новые фотографии, выслушать сообщение ребенка о прошедших событиях.

При реализации ИКТ в образовательном процессе ДОУ возникает ряд проблем, решение которых является предметом исследования и преодоления.

  • При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на техническое оснащение помещений, создание локальной сети внутри учреждения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретения лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.
  • Остается актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователем сети Интернет. С детьми должны работать специалисты, знающие технические возможности компьютера, имеющие навыки работы с ним, четко выполняющие санитарные нормы и правила использования компьютеров, владеющие методикой приобщения дошкольников к новым информационным технологиям. Учитывая это, первостепенной задачей в настоящее время становится повышение компьютерной грамотности педагогов, освоение ими работы с программными образовательными комплексами, ресурсами глобальной компьютерной сети Интернет для того, чтобы в перспективе каждый из них мог использовать современные компьютерные технологии для подготовки и проведения занятий с детьми на качественно новом уровне.

Кроме того, в результате работы по внедрению ИКТ в психолого-педагогический процесс детского сада я столкнулась со следующими проблемами:

  • Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.
  • Имеется недостаток специальных помещений.
  • Случается неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях.
  • Нередко происходит бесплановость, случайность применения ИКТ.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

1.       Занятия могут проводиться лишь в присутствии воспитателя или преподавателя, который несёт ответственность за безопасность ребёнка.

2.       Для уменьшения зрительного напряжения важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным, не имело бликов и отражений рядом стоящих предметов..

3.       Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25 – 30 минут. Из них 5 - 7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (такие как презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) еще 5 – 10 минут.

4.       Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей, требуется больше интеллектуальных и эмоциональных усилий, чем при обычной подготовке. Кроме того, при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

В августе 2008 года я начала работать воспитателем II группы детей раннего возраста. Именно   тогда и  начала применять ИКТ в своей работе.

В первую очередь создавала консультации-листовки по интересующим родителей вопросам, таким как: отлучение ребенка от груди, привитие навыков самообслуживания и другим личностно-ориентированным вопросам.

Затем провела первое родительское собрание, с показом слайд-шоу из фотографий по теме «Один день из нашей жизни в детском саду». Адаптация детей – это тяжелый психологический период для всех участников педагогического процесса: детей, родителей и педагогов. Посмотрев фотографии своих детей, увидев их радостные лица во время игры, принятия пищи, высаживания на горшок и сна, родители сняли свое психическое напряжение. Дети, почувствовав спокойствие своих мам, стали без напряжения входить в группу, тем самым облегчив мой труд.

В течение всего младшего дошкольного возраста детей присутствие родителей во время образовательной деятельности детей и утренников не возможно, поэтому я делала видеозаписи всех моментов жизни детей в детском саду. Тем самым повышала уровень педагогических знаний родителей, их заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом.

В среднем возрасте я начала применять ИКТ при подготовке к непосредственно образовательной деятельности. Мы с детьми просматривали мультфильмы и знакомились с героями, которые придут к нам на занятия. Дети, порой,  не знают таких героев, как Незнайка, Чипполино, Буратино, Карлсон и т.д. тем более, что знакомство с ними во время чтения художественной литературы не возможно в силу их возрастных особенностей. ИКТ явились  средством  интерактивного обучения, которые позволяют стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний. Во время занятий и индивидуальной работы с детьми на ноутбуке организовывала показ различных картин и фотографий. Увеличивается интерес детей при личном перелистывании страниц виртуального альбома «Мой город», «Дикие и домашние животные», «Времена года».

Оформление мониторинга образовательного процесса я также осуществляла при помощи ИКТ. Я создала программу, при которой педагог, оценивая уровень развития, получал средние значения и диаграммы. Данная программа предназначена для использования  и другими педагогами.

Применение ИКТ в организации предметно-развивающей среды очень актуально сейчас. Это помогло мне качественно, практично и эстетично оформить книжный и родительский уголок в группе.

В апреле 2011 года я создала персональный сайт нашего МДОО «Детский сад № 6 города Судогда», на страницах которого, как администратор,  помещаю различную информацию для родителей и коллег.

  1. Длительность работы над опытом.

 

С  начала работы над данной темой в 2008 году до момента её обобщения в 2012 году мною было выявлено много вопросов об  ИКТ – компетентности педагогов, родителей, развитии и обучении дошкольников, требующих скорейшего разрешения в практике ДОУ. В течение 5 лет я искала пути разрешения  противоречий между слабой оснащенностью ДОУ ТСО, низкой ИКТ- компетентностью педагогов и родителей, невысокой познавательной активностью детей и современными требованиями общества, реформой системы  образования и интенсивным развитием компьютерных и интернет – технологий. Всё это выявить и отследить результаты моей деятельности  мне помогли разные  методы: наблюдения, анкетирование, беседы.

 

  1. Результативность опыта.

Использование в педагогической деятельности ИКТ позволяет:

Развивать у детей

  • Познавательную сферу.
  • Познавательную активность.
  • Коммуникативные навыки.
  • Самостоятельность.

Формировать у родителей

  • Педагогическую грамотность.
  • Интерес к педагогическому общению с воспитателем.
  • Интерес к жизни ДОУ.
  • Мотивацию к участию в жизни группы и ДОУ.

Стимулирует у педагога

  • Профессиональный рост.
  • Интеллектуальный потенциал.
  • Творческую активность.
  • Инновационную деятельность.

Я  считаю, что только совместными усилиями в работе детского сада и семьи можно было достичь определенных результатов в развитии детей.

В результате моей работы дети стали более активны на занятиях, используют полные ответы, их высказывания основаны на доказательствах, дети стали более самостоятельны в решении различных проблемных ситуаций. У них улучшилась память, мышление, внимание, активно формируется умение рассуждать, думать. У ребят развиваются познавательные способности, интеллект, воспитываются навыки культуры речевого общения, совершенствуются эстетическое и нравственное отношения к окружающему.

Применение ИКТ в работе с родителями привело к повышению их педагогической грамотности, заинтересованности в жизни группы и ДОУ в целом, активности в совместном участии с педагогами - специалистами  детского сада в воспитании и обучении детей.

Я оказывала и оказываю помощь педагогам  ДОУ в освоении ИКТ. Воспитатели стали интенсивно применять компьютерные программы, Интернет при оформлении планов психолого-педагогической деятельности,  что значительно сократило время этой работы. Педагоги чаще пользуются ИКТ при проведении НОД,  развлечений, оформлении предметно-развивающей среды группы. Методические мероприятия ДОУ стали проводиться с применением ИКТ, что играет немаловажную роль в повышении квалификации воспитателей.

Положительную динамику влияния ИКТ на детей, родителей и педагогов мне помогли отследить анкетирование, мониторинг детского развития и уровня освоения образовательных областей.

  1. Библиографический список
  2. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10. 
  3. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов  высших  педагогических  учебных  заведений. – М., 2003 
  4. Кораблёв А. А. Информационно-телекоммуникационные технологии в образовательном процессе// Школа. – 2006. - №2. – с. 37-39 
  5. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.- 204 с. 
  6. Селевко Г. Педагогические технологии на основе информационно-коммунитативных средств. - М., 2005 г.
  7. http://www.maaam.ru  Международный русскоязычный социальный образовательный интернет – проект.
  8. http://cpks-kolpino.spb.ru/
  9. http://nsportal.ru/ «Социальная сеть работников образования «Наша сеть»
  10. http://dohcolonoc.ru/ «Дошколенок.Ру». Сайт для воспитателей детских садов
  11. http://www.ivalex.vistcom.ru Сайт для работников дошкольного образования.
  12. http://doshvozrast.ru  Воспитание детей дошкольного возраста в детском саду и семье.
  13. http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
  14. http://www.resobr.ru/ Портал информационной поддержки специалистов дошкольных учреждений.
  15. http://vospitalochka.ru/ Образовательный портал.

 

 

 

Опыт работы на тему "Детское экспериментирование как средство развития связной речи младших дошкольников." /opyt_krajnovoj_t.v..docx

 

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика

Архив записей
наши новости [0]
в эту категорию помещаются материалы, в которых говорится о новостях, которые происходят в нашем детском саду.




Copyright MyCorp © 2019
Сайт создан в системе uCoz