Муниципальное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад "Солнышко"
города Судогда"

Меню сайта

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 87

Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение

«Детский сад № 6 города Судогда с приоритетным осуществлением

 физического направления развития воспитанников»

 

Наименование опыта

 

 «Формирование культурно – гигиенических навыков дошкольников с использованием художественного слова»

 

Рушнова В. Г.,

воспитатель

Условия возникновения и становления опыта

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Более 3 лет я работала в группах детей раннего возраста, где воспитание культурно-гигиенических навыков (далее- КГН) – одна из приоритетных  задач. Решать её мне помогало применение художественного слова: русского фольклора, произведений отечественных и зарубежных  авторов. Я накопила богатый наглядный  практический и теоретический материал по данной теме, которым хотела бы поделиться с коллегами.

Актуальность и перспективность опыта

Наряду с организацией правильного режима, питания, закаливания большое место в работе детского сада отводится воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков, привычек. От этого и значительной мере зависят здоровье ребенка, его контакты с окружающими.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов.

Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Роль педагога остается неизменно очень важной в формировании  КГН, поэтому данный опыт будет всегда актуальным. Именно воспитатель в группах раннего возраста является тем примером, которому следуют воспитанники.

Воспитание навыков, привычек всегда происходит индивидуально, в зависимости от типа темперамента ребенка, его особенностей психики, ведь двух одинаковых людей не бывает.  Таким образом, перспективность данного опыта заключается в широком применении разных форм художественного слова, исходя из индивидуально-типологических черт ребенка, его  возрастных особенностей и уровня развития.

4. Теоретическая база опыта

Базовая основа: программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как

В.И. Логинова, М.А. Саморукова,

Л.Ф Островская, С.В. Петерина,

Л.М. Гурович Выготский Л.С.. 

5.Новизна  опыта

Новизна опыта заключается:

*   В определении актуальной проблемы, стоящей перед воспитателем – формирование культурно-гигиенических навыков  дошкольников.

*   В определении целей и результатов.

*   В нахождении и использовании форм и методов работы с детьми.

*   Интегративности - связи со всеми образовательными областями и интегративными качествами («Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Познание», «Социализация» и т.д.).

Накоплен  богатый наглядный иллюстративный материал, собраны тексты художественного слова о воспитании культурно-гигиенических навыков, преобразована развивающая среда группы с целью привития навыков  культуры поведения за столом, самообслуживания,  личной гигиены.

Ведущая педагогическая идея

Сформированность у дошкольников культурно-гигиенических навыков соответственно возрастным нормам и требованиям программы посредством использования педагогом

художественного слова.

Технология опыта

Цель: выявить возможности художественной литературы как средства формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Изучить процесс формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Подобрать художественную литературу для формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста.

Были поставлены задачи:

*        Изучить сущность проблемы в научной и методической литературе;

*        Определить значение художественной литературы в формировании культурно-гигиенических навыков у дошкольников;

*        Выявить уровень сформированности культурно-гигиенических навыков.

*        Подобрать художественную литературу.

В ходе решения поставленных задач, мною использовались такие методы, как анализ литературы по теме, наблюдение, беседы с родителями и детьми, словесные и наглядные методы.

Выбор темы связан с необходимостью решать проблему формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста, которую можно эффективно решить с помощью использования в работе художественной литературы, т.к. в дошкольном возрасте художественное слово имеет значимое влияние на сознание ребёнка. Посредством художественного слова малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи. Особенно актуальна эта проблема в раннем и младшем дошкольном возрасте, так как этот период является сенситивным – наиболее благоприятным для развития, поэтому именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека.

Исследования В.И. Логиновой, М.А. Саморуковой, Л.Ф Островской, С.В. Петериной, Л.М. Гурович показывают, что одним из наиболее эффективных средств формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является художественная литература. Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых - родителей, воспитателя. Поэтому мною была обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи.

В дошкольном возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. «Настаивая, чтобы дети мыли руки перед обедом, не забывайте и от себя требовать того же. Старайтесь сами убирать свою постель, это вовсе не трудная и позорная работа» - советовал А.С. Макаренко. «Методические приёмы, которые использует педагог, необходимо менять, а условия должны быть постоянными»,- считают Р.С. Буре и А.Ф. Островская. Я в своей работе старалась руководствоваться данными принципами.

В этой каждодневной деятельности совершаются культурно-гигиенические навыки, формируются привычки. Но дети становятся старше, и мы постепенно предоставляем им всё больше самостоятельности. Я перехожу от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам позволяющим развивать у детей осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Одним из ведущих приёмов во всех возрастных группах является повторение действий, упражнение, без этого навык не может быть сформирован.

Хорошей формой упражнения в освоении культурно-гигиенических навыков являются дидактические игры, сопровождающиеся художественным словом.

Особое внимание уделяю использованию художественной литературы, т.к. художественное слово позволяет лучше запоминать и устанавливать причинно-следственные связи в действиях ребёнка. Художественное слово позволяет ребёнку глубже понять окружающий мир.

Интересны детям и литературные сюжеты «Мойдодыр», «Федорино горе» и др. На их основе разыгрываем маленькие сценки, распределив роли между детьми.

Использование художественного слова, весьма эффективное средство в процессе формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста. Дети воспринимают художественную литературу, запоминают, полюбившие им потешки стихи, сказки. В то время, когда дети играют и прослушивают художественный материал, не подозревая этого, они осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом и т.д.

Использование художественного слова, создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно-гигиенических навыков.

Тесный контакт с родителями воспитанников позволяет мне более успешно решать проблему формирования КГН. Дети дома с родителями повторяют знакомые потешки, стихи, сказки, закрепляя навыки КГН, развивая речь, расширяя представления об окружающем.

Результативность  опыта

Все перечисленные методы и приемы работы с детьми по формированию культурно-гигиенических навыков достаточно эффективны. После их применения выявились  позитивные изменения общего уровня овладения детьми КГН. Они в полной мере освоили требования Программы, осознанно и с интересом выполняют все культурно-гигиенические мероприятия. Как результат интегративного использования мною  художественного слова в процессе данной работы, дети знают много стихов, потешек и других произведений, у них хорошо развита речь, коммуникативные навыки. Малыши часто употребляют знакомое  художественное слово в своей игровой деятельности: в сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических  играх.

Адресная направленность

 Данный опыт будет востребован  воспитателями ДОУ, как групп  раннего, так и дошкольного возраста,  решающими проблему формирования  и развития  культурно-гигиенических навыков детей с использованием художественного слова.

 

Опыт работы на тему "Значение художественного слова в экологическом воспитании старших дошкольников" /opyt_rushnovoj_v.g..docx

Поиск

Календарь
«  Сентябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30

Статистика

Архив записей
наши новости [0]
в эту категорию помещаются материалы, в которых говорится о новостях, которые происходят в нашем детском саду.




Copyright MyCorp © 2019
Сайт создан в системе uCoz